Роль родителей в музыкальном развитии ребенка

Мы выяснили, что музыкой можно заниматься на разных уровнях и двумя способами: прослушивая музыку и играя на инструменте.

Прослушивая музыку фоном, мы вводим в привычку наших ушей слушать классическую музыку. Если проанализировать, сколько музыки за день мы прослушиваем, то установим, что современного человека окружает огромное количество музыки, которая настырно звучит из ресторанов, магазинов, мало кто за рулем ездит без радио или магнитолы, дома - телевизор и снова радио... Все это присутствует у каждого современного человека.

Но именно чтобы послушать классическую музыку, надо ее качественно поискать. Для нее отведены специальные радиостанции, которые даже не везде ловят, да и по телевизору классическая музыка звучит очень редко. Или же есть отдельные телеканалы, которые в принципе не предназначены для широкого круга людей, и эти каналы смотрят в основном подкованные в музыкальном плане люди.

Вот если мы сравним с советскими временами, где в каждой первой передаче использовалась классическая музыка, например, в новостях использовалась музыка Свиридова “Время вперед”, передача “Что Где когда” - это музыка Чайковского из оперы “Пиковая дама”.... “В мире животных” - мелодия Поля Мориа “Жаворонок”. А какая была музыка к сказкам...?

Раньше было намного проще услышать классическую музыку. Сейчас надо постараться и целенаправленно ее искать. Да, на ютьюбе есть масса информации, но надо знать, что искать, и в этом есть основная проблема.

Я ни в коем случае не пропагандирую советские времена, но есть определенные плюсы в приобщении народа к классическому искусству. Почему классической музыке было уделено такое большое внимание? И куда это все делось?

К чему все это предисловие?

Если раньше ребенок советского периода слушал с самого рождения классическую музыку и непроизвольно знакомился с ней заочно, то современному ребенку надо целенаправленно показать этот мир. И это должны сделать родители или близкие, то есть вероятность того, что ребенок просто сам придет к классической музыке, равна практически нулю.

На обычных уроках музыки в общеобразовательных школах откровенно не сильно занимаются развитием музыкальных навыков, способностей или просвещением в области классического искусства.

Школьная программа не дает особых результатов.

То, с чем я сталкиваюсь регулярно, - это или забивание в головы учеников фактов и зубрежка ненужных дат, которые даже те, кто занимаются музыкой частным образом или в музыкальных школах, не могут запомнить и применить эти бесполезные знания. Или наоборот другая крайность - полный "расслабон": дети просто поют народные песенки на уроках музыки. И все! Притом никто даже сильно не пытается поставить голос, создать более или менее профессиональный школьный хор, например.

В данном случае, уважаемые родители, вся надежда на Вас. Ваша задача с самого рождения ставить ребенку фоном классическую музыку, приучать слух сначала к фоновому прослушиванию, затем - в чуть более старшем возрасте, примерно уже от 4 или 6 лет - водить ребенка в театры на спектакли с музыкальным сопровождением или на концерты классической музыки.

И в определенном возрасте, мы об этом уже говорили, начиная с 2-3 лет водить ребенка на музыкальные кружки, а в возрасте от 4 до 8 лет - приводить на уроки игры на инструменте. Это если Вы действительно хотите, чтобы Ваш ребенок занимался музыкой.

Притом инициатива должна исходить от Вас. Просто так поставить музыку ребенку, и самому уйти смотреть сериал или рок-концерт, не получится.

С ребенком надо разговаривать на эту тему, узнавать, что ребенок чувствует, что нравится больше, что меньше. Родители сами должны проявлять интерес.

В блоге на странице есть текст о том, как привить ребенку интерес к классической музыке. Кто захочет, может найти и прочитать, а так, вкратце, объясню основную идею статьи.

Дети повторяют все за родителями и старшими братьями и сестрами. Достаточно постараться и приобщить старшего ребенка, и появится большая вероятность, что младший придет к этому уже сам.

По идее, стоит ввести в семейную практику прослушивание классической музыки в домашних условиях или в машине. Надо контролировать и отдавать себе отчет, какая музыка звучит вокруг нас, и там, где мы можем на это действительно повлиять, надо смело влиять. Допустим в магазине, если какая-то ужасная попса орет на всю громкость, мы повлиять никак не можем, разве только уйти оттуда. А в домашних условиях, конечно, просто необходимо целенаправленно подбирать ту музыку, которая может умственно развить Ваших детей.

Очень редки случаи, когда дети внезапно сами приходят к музыке и хотят заниматься, хотя никаких предпосылок не должно было быть, так как родители совсем никакого отношения к музыке не имели.

В принципе это как раз мой случай. Я обязательно расскажу свою историю чуть позже.

_________________

Ошибки в музыкальном воспитании детей. И как их избежать. 

Первая ошибка - это полное безразличие родителей к процессу музыкального воспитания ребенка. Нежелание контролировать процесс, считая, что музыкальное образование не важно.

Это тот случай, когда ребенок сам хочет идти в музыкальную школу, а родителям неохота его водить, они не до конца понимают важность умения играть на инструменте, считают это бесполезным делом и вынуждают ребенка отказаться от своего желания или, возможно, даже мечты. Это совершенно неправильный подход. В таком случае надо обязательно дать ребенку возможность попробовать. Взять себя за горло, и придержать свои собственные амбиции, дать ребенку шанс проявить себя и заняться тем, чем он хочет.

Вторая ошибка - это страстное желание дать ребенку музыкальное образование любой ценой. И иметь завышенные представления и ожидания там, где они неуместны.

Третья ошибка - отдать в муз. школу, чтобы ребенок осуществлял мечту Вашего детства.

По каждому пункту пройдемся, я приведу примеры и объясню, что надо сделать, чтобы избежать ту или иную ошибку.

По поводу безразличия. Значит, мы уже поговорили о пользе музыкального воспитания, и, надеюсь, у тех, кто прослушал предыдущие разделы, не возникает вопросов по поводу целесообразности и пользы занятий музыкой.

Если ребенок сам как-то пришел к классической музыке и хочет заниматься, то родителям не надо впадать в панику и начинать его отговаривать. Любой инструмент несет свою пользу и для общего развития не помешает никому. Мои родители тоже страшно боялись скрипки, потому что сестра играла на фортепиано, которое уже имелось в наличии дома. А со скрипками все сложно - надо постоянно менять размер, надо разбираться: знать, где покупать, что покупать... И это дополнительные траты, которые вызывают некую панику. Все, что не известно, вызывает панику.

По идее, все нормальные адекватные учителя более или менее разбираются в инструментах или хотя бы могут подсказать, куда обратиться, чтобы приобрести инструмент или взять его в аренду.

Чаще всего, как это происходит у меня, более или менее хорошие инструменты переходят от одного ученика к другому по наследству. Родители перекупают инструменты друг у друга. И за счет этого инвестиции в покупку инструмента делаются один раз, а потом происходит замена инструмента с небольшой доплатой.

Это специфика скрипачей. У пианистов, конечно, нужно место дома для фортепиано. Хотя совсем в безысходной ситуации, пусть меня пианисты не забросают помидорами, выход есть - и это кейборд. Конечно, это совершенно другое ощущение игры на клавишах, другой звук, но как вариант использовать можно. Лучше кейборд, чем совсем ничего.

У всех остальных инструментов тоже своя специфика, но каждый нормальный, адекватный педагог посоветует, куда обратиться, и проконсультирует по вопросам инструментов без особых проблем. Поэтому не надо паниковать, а просто следует найти время и пообщаться с педагогом.

Если у родителей совсем нет никакого желания, то надо, значит, или все-таки наступать себе на горло и дать возможность ребенку заниматься, или делегировать это дело бабушкам, дедушкам и всем возможным родственникам.

Правда, в этом пункте есть еще один нюанс. Первые три месяца, а то и пол года, для учеников от 4 до 9 лет практически на всех инструментах рекомендуется присутствие на уроках родителей или взрослого человека, который будет контролировать занятия и напоминать ребенку, как было на уроке, при занятиях дома.

Учитель не волшебник, объясняет на уроке, все получается, а дома именно родители должны проконтролировать, чтобы ребенок занимался в соответствии с планом учителя, и тогда можно будет говорить о результате. Примерно за полгода ученик привыкает к методике учителя, начинает понимать, чего от него хотят, и учится правильно заниматься. На этом этапе очень многие родители перевешивают свою ответственность на учителя. Если ребенок не научился играть какие-то песенки за полгода, то значит учитель плохой. Не исключено, но чаще всего ребенку, который ходит на уроки сам, надо больше времени, чтобы привыкнуть к педагогу и его методике преподавания. И получается, что ребенок не может за несколько уроков в неделю, или даже один урок в неделю, как в Германии, научиться правильно заниматься и выдавать результат.

Результат будет только тогда, когда есть регулярность. Примерно от 20-30 минут каждый день надо заниматься, если хотите, чтобы ребенок на приличном любительском уровне мог играть. С возрастом произведения будут длиннее и сложнее, и соответственно занятия будут требовать большего вложения времени.

И это тоже надо контролировать родителям. Я рекомендую в школьный план вписывать графу - занятия на инструменте. То есть наравне с домашними заданиями по математике, иностранными языками и т.д. должна быть графа "игра на инструменте" с указанием конкретного времени. Со скольки и до скольки должен заниматься ребенок.

Потому что чаще всего эти отмазки -  "у меня не было времени" - заканчиваются тем, что я спрашиваю, выполняет ли ребенок все домашние задания или нет, и объясняю, что занятия скрипкой - это тоже своего рода домашние задания, которые надо выполнять. У меня коллега просит учеников принести план, ищет вместе с учеником свободное время и вписывает в план уроки сама. Но это с таким же успехом могут сделать родители.

И очень важный момент. Надо понимать, что если Вы не дадите ребенку этот шанс, то, скорее всего, это запомнится на всю жизнь, и он на протяжении всей жизни будет думать о своей мечте. И хорошо, если во взрослом возрасте он все-таки придет к занятиям музыкой и воплотит с опозданием свою детскую мечту. А если нет, то просто будет припоминать Вам всю свою сознательную жизнь, что Вы не дали ему возможности осуществить мечту. Таких примеров я видела очень много. Это плохо для кармы и родителей, и детей:)

__________________________

Следующая ошибка - дать образование любой ценой и бесцеремонно влезать во все контакты между педагогом и учеником.

Когда Вы отдаете ребенка на обучение, Вы должны полностью быть уверены в педагоге и доверять ему. Это то же самое, что лежать на операционном столе и рассказывать хирургу, что он должен делать, потому что нет элементарного доверия.

Доверять, но проверять, конечно, надо, но не стоит лезть со своими советами и рекомендациями, нужно просто выполнять то, что говорит педагог. По идее, кто-то из родителей посещает уроки, записывает, как и чем нужно заниматься, и потом контролирует занятия ребенка дома. И это должен быть один и тот же человек. Большего от родителей не требуется...

Образование любой ценой не получится, если заставлять ребенка или надоедать учителю со своими галлюцинациями о таланте и успешности своего чада, или со своими предложениями по программе. Здесь очень важно адекватно понимать уровень Вашего ребенка. Не превозносить его способности, но и не занижать.

Ведь у педагога есть своя точка зрения и своя правда, поэтому надо понимать, что Ваши амбиции являются лишним звеном. Это уже дело между учеником и учителем - как будет происходить процесс обучения. Задача родителей просто наблюдать со стороны и иногда делать небольшой отчет, как происходят занятия дома, чтобы учитель мог подкорректировать методику и вовремя промотивировать ребенка или подсказать родителям, как следует его мотивировать.

То есть по идее, задача родителей - найти один раз хорошего педагога и потом уже доверять ему и совместно работать на результат, контролируя своего ребенка дома. Все, больше ничего не надо.

Если Вы считаете, что педагог что-то делает неправильно, то ищите другого педагога. А если вообще по жизни считаете, что все педагоги дураки, то лучше сразу преподавать ребенку самостоятельно, без всяких учителей.

Вы, конечно, можете проконсультироваться с учителем, насколько реально, что ребенок будет играть на конкурсах, выяснить, насколько он или она талантливы, для того, чтобы понимать уровень подготовки ребенка. Потому что более или менее нормальный педагог (правда, к сожалению, не все) имеют опыт и могут сравнить и дать адекватную оценку уровню развития. Но ни в коем случае не надо галлюцинировать по поводу всемирно известных конкурсов, если у Вас ребенок со средними способностями и без Вашего контроля он не занимается вообще. Об адекватной оценке и взаимоотношениях между учеником и учителем мы поговорим подробно в разделе о том, как подбирать педагога. А сейчас идем дальше… 

Третья ошибка:

Самое неадекватное и самое страшное - это, на мой взгляд, заставлять ребенка заниматься на инструменте только потому, что мама или папа хотели играть в детстве на этом инструменте, но не сложилось, и теперь они решили отправить ребенка воплощать чужую мечту.

 

Тут хочу поговорить о причинах, почему бросают музыку:

  1. Ребенок играет не на своем инструменте, поэтому ему неинтересно, он не хочет. Пример: хотел играть на кларнете, но учителя кларнета не было в музыкальной школе, и поэтому так получилось, что попал на аккордеон. Такие случаи были достаточно часты, особенно в советское время, когда музыкальные школы были переполнены. Сейчас, в нашем современном мире я рекомендую в таких случаях лучше искать педагога онлайн, чем идти на инструмент, который вообще не нравится.Или ребенок играет не на своем инструменте потому, что родители заставляют играть на конкретном инструменте и не дают возможность ребенку выбирать самому. Это мой случай. Родители хотели, чтобы я играла на фортепиано, как сестра, и были против скрипки. Я отходила целый год в подготовительный класс на фортепиано. Но в один прекрасный день меня забирала бабушка, и у нас появилась возможность поговорить с замечательным педагогом по скрипке. Как следствие -  бабушка помогла мне перезаписаться с фортепиано на скрипку без ведома родителей. Это была судьба. Если бы я осталась на фортепиано, то совершенно точно не стала бы профессиональным музыкантом.
  1. Методика преподавания учителя не подходит, или могут возникнуть личные недопонимания с педагогом. Этот пункт самый сложный, и важно вовремя распознать, что проблема именно в педагоге. И чаще всего, когда ребенок говорит, что ему не нравится заниматься (хотя до этого вроде нравилось), то скорее всего или в данный момент времени педагог подобрал программу, которую не нравится играть ученику, или, может быть, ученик даже перерос своего учителя в педагогическом плане. Но на начальном этапе, когда ребенок только начинает заниматься, причина не в том, что он не имеет способностей и желания к занятиям музыкой, а причина, вероятнее всего, кроется в самом педагоге.У нас в музыкальной школе проводили два раза в год день открытых дверей. Можно было сходить в музыкальную школу и попробовать вместе с педагогом поиграть на разных инструментах. Практически все дети, которые приходят пробовать, заходят с горящими глазами, у них повышенный интерес к музыке. Но будет ли ребенок заниматься и дальше - это зависит оттого, как преподает учитель, сможет ли он в дальнейшем зажечь искру у ребенка. И еще, конечно, зависит оттого, будет ли поддержка со стороны родителей.
  1.  Система обучения не подходит. Например, в музыкальных школах советсткого и постсоветсткого пространства вся система обучения ориентировалась на профессиональное и полупрофессиональное обучение. Но в принципе, есть дети, которые не хотят и никогда не будут музыкантами. Зачем им ходить на все предметы типа сольфеджио, музыкальной литературы, оркестр, хор и так далее. Если ребенок хочет научиться играть на инструменте для себя, и родители полностью согласны, что ребенок никогда не будет играть на конкурсах и отчетных концертах, то ему такая система музыкального образования в музыкальной школе не подходит. Есть семьи, где действительно нет времени посещать все эти предметы, тогда лучше найти частного педагога, который сможет научить играть, и, если совсем нет времени возить ребенка на уроки, то возможно приглашать педагога за дополнительную плату на дом. Попробовать учиться в музыкальной школе стоит, но если Вы замечаете, что интерес пропадает, то, возможно, есть смысл попробовать заниматься с частным педагогом, минуя дополнительные уроки.

_____________________________________

Хочу подчеркнуть мысль о том, что родители несут ответственность за то, чтобы уберечь свое чадо от некомпетентного или агрессивного педагога, а также несут ответственность за поиски подходящего инструмента для своего ребенка.

А на счет инструмента мы уже отмечали, что если ребенок сам не знает, на каком инструменте хочет играть, то можно отдать попробовать на разных инструментах. Я приводила пример системы Карусель в музыкальных школах Германии, где ребенок может попробовать до 4 разных инструментов, каждый по 4 урока, и определиться, какой инструмент больше всего нравится.

Если у Вас такой системы нет, то можете найти частных педагогов и попробовать занятия с ними на разных инструментах.

Но ни в коем случае не навязывайте то, чего вы сами хотели в детстве. Все заканчивается или тем, что ребенок саботирует и не хочет заниматься или, подавляя свой гнев и нежелание, заканчивает музыкальную школу, но ненавидит все, что связано с музыкой, и поэтому после окончания и получения диплома больше никогда не играет на инструменте. Этого ли хотят родители?

Здесь надо отделить свои амбиции от истинных желаний и намерений. Повторюсь, в одном из разделов уже говорила: если хотите или когда-то хотели играть, то берите сами уроки и занимайтесь. Ребенок не виноват, что у родителей не сложилось, и он не должен осуществлять чужую мечту. Это чревато тем, что будет упреком на всю жизнь. Оно Вам надо?

__________________________

Заставлять нельзя, надо мотивировать.

Есть ученики, которые сами занимаются, что называется, их для этого "медом не корми" :)

А есть ученики, которые не занимаются, их надо мотивировать.

В таких случаях нужна мотивация и со стороны педагога, и со стороны родителей. Надо работать сообща, объединив свои усилия против лени ребенка.

Возможности мотивации к занятиям:

Вписывание занятий музыкой в план уроков. Чтобы ребенок понимал, что это его обязанность. Таким образом воспитывается дисциплина. Стоит в плане то, что надо выполнить, значит, ребенок должен это выполнять - это в его зоне ответственности. Родители же должны ненавязчиво напоминать.

Наезды в стиле "или занимаешься, или бросаешь" не всегда хорошо работают, особенно если они озвучены на повышенных тонах. Надо просто объяснить ребенку, что если он хочет заниматься, то должен быть какой-то результат, необходимо поставить реальную цель перед ребенком и установить сроки. Допустим, если на сыграет концерте, то родители продолжат оплачивать или купят что-то долгожданное. Если не будет играть, то значит, надо искать причину где-то в другом месте. Может быть, программа не подходящая, которая не мотивирует, или проблемы с педагогом. Эти вопросы можно спокойно со всеми детьми обговорить и уточнить, в чем загвоздка.

У меня есть пример способной ученицы, которая занимается дома редко, максимум два раза в неделю. Мама приходит и говорит, что решают бросать скрипку, а сама чуть не плачет. Я провожу с ребенком урок, вроде как последний, и мы периодически обсуждаем ситуацию.

Ребенок в общеобразовательной школе лучший в классе, очень быстро соображает и делает домашние задания быстро. Точно такой же подход у нее и к музыке - зачем вкладывать усилия туда, где соображаю головой и быстро могу сориентироваться на местности. Как она приходит на уроки: первый раз стоит вспоминает, с третьего раза уже играет наизусть. Быстро умеет анализировать.

Грубо говоря, ей не надо заниматься часами, чтобы получить результат.

А мама хочет, чтобы ребенок занимался, хотя из контекста я понимаю, что ребенок до 4 часов в школе, потом домашние задания, подкурсы... И в итоге действительно нет времени заниматься музыкой, или уже нет сил. Более сложную программу, которая вынудила бы ребенка заниматься, я не могу дать. В данном случае можно только увеличить объем, но не усложнять материал.

И я объясняю маме, что это будет ошибкой, если ребенок бросит, так как интерес к занятиям у нее на очень высоком уровне, результат для любительского уровня приличный, а на профессиональный уровень мама тоже не имеет претензий. Вроде бы пазл сложился, но родители хотят от ребенка невозможного и поэтому ставят ему ультиматум, который ребенок заранее не в состоянии выполнить. Вот она - проблема родителей.

И еще один способ мотивации - хвалить и поощрять. Позанимался - получил, грубо говоря, сто рублей в кассу для какой-то мечты. Хочешь новые кроссовки - отзанимайся неделю или месяц каждый день или через день. Да даже просто хвалить - молодец, да, классно, здорово!

Еще хорошо работает такая мотивация - записать видео и послать родственникам, а потом сказать ребенку, как все его хвалят… Для бабушек и дедушек почаще делать миниконцерты - они самые благодарные слушатели.

Или мультики разрешать только после 20-минутных занятий. И прям ставить будильник и по будильнику первое время заниматься, пока не выработается привычка заниматься. Это просто примеры, понятно, что у каждого будет свое, но вот такие методы мотивации работают.

Надо смотреть отдельно в каждом конкретном случае, потому что все по характеру разные, кому-то иногда надо дать эмоциональный пинок, а кого-то надо наоборот хвалить, и тогда результат будет намного круче. Хотя в принципе, хвалить надо всегда и всех. Лучше всего пробовать мотивировать именно с помощью похвалы, а если не работает, то уже тогда начинать искать другие варианты.

И насчет мотивации, конечно, стоит проконсультироваться с педагогом.