Марафон “Классическая музыка для души”

Учимся слушать, понимать и чувствовать музыку 

на примере литературы и разговорной речи.

________________________________________

Урок 1. Музыкальная пунктуация.

Начну немного издалека, с истории моих учеников, которые учатся играть на инструменте.  Каждый раз наблюдаю одну и ту же сценку. Когда ученики доходят до определенного уровня, то произведения внезапно вместо 3-6 строчек превращаются в крупные произведения от одной до трех страниц. И первая реакция учеников - это паника.

А все потому что у ученика еще нет навыков анализа нотного материала. Прежде чем мы начинаем изучение произведения, я предлагаю ознакомиться с произведением визуально. Мы сканируем текст глазами и определяем наличие предложений, где можно расставить знаки препинания, ищем похожие мотивы и только потом приступаем к разбору самих нот.

Это очень важный момент. Получается, что на первый взгляд для ученика - эти три страницы - это просто поток непонятных нот. А после объяснения появляется структура и тогда уже намного проще разбирать само произведение… То есть в нотах надо увидеть, а в музыке надо услышать структуру произведения!

И в каждом классическом произведении есть структура. И она очень тесно взаимосвязана с литературой.

И это не случайно, так как музыка изначально имела функцию сопровождения голоса. Инструментальная музыка является неким усилителем для выражения эмоций словами. И поэтому она принимала структуру разговорной речи. Ну и вдобавок структура речи привычна для нашего слуха, поэтому инструментальная музыка выстраивается по такой же структуре.

Наша речь напрямую связана с дыханием. Мы отделяем одну мысль от другой, делая паузу, и набраем воздух для следующего предложения.
Можно сказать, что музыка дышит вместе с исполнителем, вне зависимости от того - это вокальное или инструментальное произведение!

Музыкальный язык имеет такую же структуру, как любой язык мира, где используются буквы.

Ноты = буквы
Мотивы = слова или словосочетания
Фраза = Предложение

…. более углубленно мы поговорим завтра. 

С каждым днем будем погружаться все глубже в структуру произведения. 

А сегодня будет очень простое и увлекательное задание.

______

Мы займемся музыкальной пунктуацией. 

Будем искать обычные предложения, в которых стоит точка в конце, 

предложения, в которых присутствует перечисление с большим количеством запятых, и предложения, где присутствуют вопросительные или восклицательные интонации. 

Задание 1:

Послушайте Серенаду Шуберта

Ссылка:  Schubert - "Ständchen" D957

  1. Услышьте диалог между фразами.
    Конец фразы, повторяется как эхо...
  2. Включите фантазию.
    Придумайте сюжет о чем это произведение?
  3. Постарайтесь подсчитать количество предложений.
  4. Какие это предложения - вопросительные, восклицательные, повествовательные…?

_________________________
Задание 2.

Послушайте как минимум одно из двух произведений и подсчитайте количество повторяющихся мотивов (предложений).

Оба произведения начинаются с главной темы, ее повторения, и надо подсчитать. 

Ссылки на произведения:

Вольфганг Амадей Моцарт - Турецкий марш

Людвиг ван Бетховен - К Элизе

________________

Пояснение к заданию:

Недавно был задан вопрос относительно музыки современных композиторов, примерно такого сожержания:

- Вы не считает, что музыка современных композиторов немного примитивна, так как композиторы часто используют повторяющиеся мотивы...?

И мне пришла идея показать, что если судить по этому принципу, то музыка Моцарта и Бетховена тоже весьма примитивна:)

Интересно сколько повторений Вы насчитаете.

Удачи в выполнении задания. Жду Ваших комментариев:)
____________

На сегодня все. До завтра:)